ОТНОШЕНИЕ К РУССКИМ МЕМОРИАЛАМ И БУДУЩЕЕ ЭСТОНИИ.  

Заявление

ОТНОШЕНИЕ К РУССКИМ МЕМОРИАЛАМ И БУДУЩЕЕ ЭСТОНИИ

Исходная ситуация.

В Эстонии имеется приблизительно 1000 недвижимых памятников русской истории и культуры. Среди памятников особое место занимают около 260 братских могил воинов, погибших в Великую Отечественную войну и около 120 памятных знаков на местах событий этой войны. Некоторые из этих памятников, особенно в окрестностях Таллина и на о.Сааремаа, уже неоднократно повреждались вандалами, одна могила (у замка Курессааре) в 1990-х годах была превращена в цветочную клумбу, под которой, насколько известно, до сих пор лежат погибшие офицеры Эстонского корпуса. Но в целом в отношении к могилам воинов армии СССР ясно заметна тенденция - чем дальше от политиков на Тоомпеа эта могила находится, тем более цивилизованно и толерантно к ней относятся и местные жители, и местные власти. Это делает честь эстонскому народу, но не ведущим его политикам. За последние 2-3 года во многих местах резко участились акты вандализма в отношении захоронений воинов армии СССР, можно полагать, в основном вследствие роста в стране национал-экстремизма. Очевидно, что наиболее проблемна и опасна сейчас ситуация с мемориалом с Тынисмяги в Таллине.

Современное состояние.

Приходится констатировать переход «войны с памятниками» в Эстонии в «горячую фазу», при которой памятники и могилы стали безнравственно использоваться как средство крупных авантюристических игр ведущих политиков государства. Причем, судя по фактам, с намеренным оскорблением русского населения в политических целях. План правительства по переносу мемориала с Тынисмяги был сам по себе и особенно по своей насильственной и грубой реализации оскорбительным для подавляющего большинства русского населения Таллина и всей Эстонии. Он был оскорбителен и по провокативной форме и по явно искусственному обоснованию. Характерно, что этот процесс был начат локальной провокацией, сопровождался многими провокационными высказываниями даже главы правительства, подогревался провокациями и был закончен масштабной провокацией. Последняя правильно охарактеризована известным эстонским социологом Ю.Кивиряхком как запланированная властями провокация вандализма молодежной толпы, вытесненной полицией от памятника. Нельзя не осудить вандализм и воровство разгоряченной и, кстати, разноэтничной молодежи (около 1/3 ее составляли эстонцы), но поскольку эти действия были намеренно спровоцированы, основная вина лежит на провокаторах. Не случайно же в это время на главной улице столицы более часа отсутствовала полиция! В завершение всего была спланирована жесткая полицейская акция, явно направленная на устрашение русского населения, но психологически совершенно некомпетентная (вследствие этнических особенностей русских подавляющее их большинство полицейская жестокость может только обозлить). К чести эстонского населения Таллина, оно практически не участвовало в провокациях у памятника - ликвидационный план правительства за все время там изредка поддерживала только горстка одиозных личностей: 3-4 раза единичные экстремисты наподобие осужденного «подрывника» и 2-3 раза пара десятков скинхедов с употребляющим наркотики предводителем. И это при очевидном и упорном пропагандировании плана правительства почти всеми эстонскими масс-медия!

Широкое использование в истории с памятником нашими властями провокации как инструмента своей политики доказывает беспринципность и безответственность правительства. Давно известно, что цель не оправдывает средства. Даже внешне удавшиеся провокации обычно быстро расшифровываются обществом и вызвают у него только презрение, негодование и катастрофическую утрату доверия. Доверие русского населения правительство скорее всего потеряло теперь практически полностью и очень надолго. Каждый этнос имеет свои психологические особенности, формирующиеся отчасти на генетическом, отчасти на культурном уровне. Правительство уже изначально не пожелало учесть психологические особенности русского населения, оно не хотело диалога с почти половиной населения Таллина – и это показывает его некомпетентность как ответственного органа управления. Правительство пошло на разрушение межнационального мира в государстве ради своих выгод - и это показывает отсутствие у него государственной мудрости. С таким правительством диалог просто бессмысленен – от него теперь и в диалоге приходится ждать провокаций, некомпетентности и отсутствия мудрости. Диалог для русских Эстонии возможен сейчас только с местными властями, не скомпрометировавшими себя, в отличие от правительства.

Вероятные пути развития.

Прогнозировать ход межэтнических отношений вскоре после бурных событий сложно, но можно очертить вероятный диапазон сценариев развития. Нужно помнить, что масса психологически уже вовлеченных в межэтнический конфликт людей в десятки раз больше, чем вышедшей на улицы самой активной части молодежи. Оптимистический сценарий. Обе стороны вступают в конструктивный диалог с целью достижения компромисса в ситуации с мемориалом с Тынисмяги и разрядки межэтнических отношений в Эстонии. В результате экстренного диалога на городском уровне в Таллине и других местных самоуправлениях со значительным русским населением (в Ида-Вирумаа, Тарту, Пярну, Валга етс) вырабатываются предложения, реализуемые в пределах местной компетенции или срочно доводимые до сведения парламента и правительства. Если правительство быстро (максимум до начала лета) принимает и реализует эти предложения, имеются реальные шансы загасить тлеющий сейчас масштабный межэтнический конфликт, прежде чем стабилизируются новые негативные стереотипы взаимного поведения русской и эстонской общин. Для начала диалога в Таллине предлагается немедленное создание из представителей двух крупнейших городских общин (эстоно- и русскоговорящей) на паритетных началах Межобщинного Совета из компетентных в межобщинных проблемах и одновременно авторитетных в своих общинах людей. Этот путь позволяет вернуться к демократии. Пессимистический сценарий. Конструктивный диалог между общинами не организуется или прерывается, либо результаты такого диалога не реализуются. Правительство удовлетворяется отсутствием крупных эксцессов на улицах и объявляет проблему исчерпанной. Тем самым процесс загоняется вглубь и принимает характер «горящего торфяного болота» с неожиданными вспышками межэтнического насилия в разных местах. Правительство отвечает постоянным ужесточением репрессивных мер и государство за несколько лет постепенно превращается в этнократическое полицейское, наступает новый период авторитарного правления узкого круга лиц - «молчаливое время», сопровождаемое диссидентским движением и элементами межэтнической гражданской войны. Именно в сторону такого развития объективно ведут сейчас Эстонию действия правительства А.Ансипа, активно поддерживаемые национал-экстремистскими кругами. Поскольку в основном эстонский народ выбирает политиков Эстонии, именно он отвечает перед планетой и историей за компетентность и ответственность своего правительства, а также за последствия его действий, в этот момент могущих существенно ухудшить обозримое будущее Эстонии.

Ю.П.Мальцев, Ph.D., доц., этнопсихолог.

Общество охраны памятников русской культуры в Эстонии.
На главную
Контакт


Hosted by uCoz