Лжеинтеграция и монополизация власти.  

Леонид Цингиссер.

Нет и не было никогда никакой интеграции. Интеграция это миф, точнее блеф, действительной целью которого было убаюкивание общественного мнения и обоснование для расходования бюджетных и внебюджетных, в первую очередь европейских, денег. Мало того, действительная интеграция прямо противоположна тем процессам, которые происходили в экономике и законотворчестве, а именно нетитульная часть народа населения не привлекалась, как предполагает интеграция, а всячески выдавливалась из экономической и политической жизни страны.

Экономическая дезинтеграция.


Все началось даже не с закона о гражданстве, как принято считать. Все началось с закона о реформе собственности. В ходе реализации данного закона общество разделилось на собственников и неимущих. Каким образом в течение всего советского периода наследники сохранили документы, подтверждающие их право собственности, разговор особый. Лично я в поговорку о том, что у настоящего эстонца всегда хранится два флага, мало ли власть переменится, не верю. Но факт остается фактом, большинство объектов недвижимости нашло своих бывших/новых хозяев. Надо ли говорить о том, кем в основном были правопреемники по национальности? Далее возвращенная недвижимость стала объектом залога, практически единственным, под который можно было получить банковский кредит. Так возник начальный капитал у части титульного населения.

Другая часть титульного населения обогатилась за счет административного ресурса. Способствовали тому законы о выборах и о гражданстве. По данным законом большая часть некоренного населения была отстранена от процесса распределения бюджетных средств, с сохранением, правда, почетной обязанности по наполнению бюджета, т.е. по уплате налогов. Элементарное лишение избирательного права определило национальный состав законодательной власти. Та, в свою очередь, — состав власти исполнительной.

Далее, нетрудно догадаться, носителем какого языка и культуры должен был быть предприниматель, чтобы его бизнес, завязанный на федеральные или муниципальные власти, был успешным. Тем более в ситуации маленькой Эстонии, где все либо родственники, либо знакомые, либо соседи, либо одноклассники, либо сослуживцы, либо спортом вместе занимались. При этом наипервейшей возможностью реализации административного ресурса стала вторая часть закона о реформе собственности, а именно приватизация. Так возник еще один ряд собственников, т.е. хозяев. Далее вновь залоги, кредиты и т.д. по списку.

В результате всего вышесказанного произошло более-менее четкое разделение общества, в т.ч. по роду деятельности, в первую очередь предпринимательской, по национальному признаку. Ниша, оставшаяся для русскоязычных предпринимателей, если отбросить т.н. черный или нелегальный бизнес, — это бизнес так или иначе завязанный на экспорт/импорт из/в России/ю и, разумеется, транзит. Последние события, однако, разрушают и эту, по большому счету последнюю, экономическую базу русскоязычной диаспоры.

Обреченность интеграции

Интеграция, вернее то, что было принято считать таковой, была обречена изначально. Основной прокол национальной политики Эстонии состоял в ее неправильных предпосылках, а именно, считалось, что основная масса нетитульного населения либо покинет страну, либо проинтегрируется. Прошло 15 лет, а русскоязычное население по-прежнему составляет 30-35% по стране, а в Таллинне так все 40-45%.

Следующее заблуждение состояло в том, что если русскоговорящие как минимум освоят эстонский язык и как максимум натурализуются, т.е. получат гражданство, то национальный вопрос решится сам собой. Общество будут составлять сплошь лояльные граждане и в стране воцарятся мир и согласие.

На деле, большинство из задержанных в ходе минувших беспорядков составляли молодые люди с эстонским гражданством! Именно те, кто по идее уже должны были бы выучить государственный язык и обладать всеми сопутствующими гражданскими правами.

Таким образом, можно сказать, что процесс интеграции потерпел полный провал. Не говоря уже о том, что интеграция двух не родственных этносов маловероятна, если вообще невозможна, по определению. Либо ассимиляция, т.е. по существу полное уничтожение культурного и прочего идентитета одного этноса, либо одновременное взаимопроникающее (но не автономное!) сосуществование двух общин. Первый вариант при 30-35% нетитульного населения невозможен в принципе. Второй возможен, но требует определенных правил игры, причем явно не тех, что были до сих пор.

Прежде чем говорить о взаимоприемлемых правилах, закончим с набившей оскомину "интеграцией". Зачем вообще нужна та интеграция? Чтобы получились лояльные граждане? А что, серый паспорт или российский с видом на жительство сильно повышает лояльность и внутреннюю безопасность в стране?

Имхо, лояльность достигается путем вовлечения человека в жизнь страны. Только тогда у человека возникает ощущение причастности к происходящему и он перестает чувствовать себя незваным гостем. Ничего подобного на деле не было и нет. И причиной тому — отчуждение существенной части населения от управления государством.

Пора делиться властью

... Тогда и только тогда, когда представители русскоговорящей диаспоры Эстонии будут вовлечены в процесс управления государством, можно будет рассчитывать на лояльность этой самой диаспоры. Тогда и лидеры появятся естественным путем, и собственная элита, и т.п. атрибуты цивилизованного общества.

Кстати, на отсутствие действительных, способных к диалогу лидеров внутри русскоязычной диаспоры сетовали давеча и сами власти. Выходит, уже не только низы так больше не хотят, но уже и верхи так больше не могут. Теперь от осознания проблемы власть должна сделать следующий шаг, а именно — поделиться этой самой властью.

Текст статьи на Дельфи.ее

На главную
Контакт


Hosted by uCoz