Интервью Посла России в Эстонии К.К.Провалова.  

7-01-2005

Вопрос: Константин Константинович, согласно последним статистическим данным в Эстонии проживает 395 тысяч русскоязычных жителей, или 27 процентов от всего населения страны. Часть из них является гражданами России. Что представляет собой сегодня община российских граждан в Эстонии?

Ответ: Для начала мне хотелось бы обратить внимание на примечательный факт – в настоящее время в Эстонии расположен один из самых крупных в мире российских консульских округов. То есть граждан России, которые здесь живут и приняты на постоянный консульский учет, гораздо больше, чем в США, Израиле или, скажем, в соседней Латвии. При этом проживающие здесь граждане России оказались в Эстонии не как иммигранты из других стран, а в результате изменений, произошедших вследствие распада бывшего СССР.

Приведу некоторые цифры: общее количество российских граждан, которые состоят на консульском учете в посольстве и генконсульстве в Нарве превышает 116 тысяч человек. Больше всего их в Таллинне – 44,5 тысячи человек. Это свыше 10 процентов населения эстонской столицы. В Нарве российских граждан более 20 тысяч, что составляет около 37 процентов населения города. Более 9 тысяч наших сограждан живет в Кохтла-Ярве, почти 8 тысяч – в Силламяэ, 4,7 тысячи в Тарту, 2,6 тысячи в Пярну.

Причина, по которой столь большое число жителей Эстонии сознательно приняло российское гражданство, весьма проста. После обретения Эстонией независимости, многие люди в одночасье оказались иммигрантами. Получить эстонский паспорт для них оказалось невозможным – слишком много формальных препятствий для этого создали эстонские власти. Добавьте к этому сильное психологическое давление, которое оказывали на наших соотечественников местные политики – то и дело раздавались призывы, чтобы русские уезжали на восток. Эстонский паспорт не выдавали даже людям, которые здесь родились и прожили всю жизнь только потому, что они не принадлежали к титульной национальности.

В результате российское гражданство для десятков тысяч людей стало той самой соломинкой, за которую они хватались, чтобы не оказаться в положении изгоев. Мы со своей стороны никоим образом не способствовали столь значительному росту обладателей паспортов РФ. Ибо считаем: полное решение проблем русскоязычной общины произойдет лишь тогда, когда большинство наших соотечественников станет полноценными гражданами Эстонии. В то же время мы не могли отказывать в получении российского гражданства людям, у которых не было никаких перспектив быстро натурализоваться в независимой Эстонии.

Вопрос: А каково реальное положение наших сограждан в эстонском обществе - в деловой, культурной, интеллектуальной жизни страны?

Ответ: Наверное, я не ошибусь, если скажу, что российские граждане, увы, не занимают ведущие позиции в эстонском обществе. Их совершенно нет в политике, так как иностранцы здесь не могут быть депутатами парламента, чиновниками, служить в армии, в полиции и т.д. Есть определенная прослойка российских граждан в бизнесе, науке и культуре.

Русская молодежь в Эстонии, как правило, уже хорошо знает эстонский язык и сравнительно легко получает гражданство Эстонии. Интерес к получению эстонского паспорта значительно возрос после вступления страны в ЕС, так как в скором времени он одновременно станет и европейским. Гражданами же России в большинстве случаев являются люди среднего и старшего возраста. То есть те, кто основную часть своей жизни отдал ныне не существующему советскому обществу.

Они-то в наибольшей степени и испытали на себе политику ограничения прав. В законодательстве Эстонии закреплены существенные различия в правах граждан и “неграждан”. Эти различия затрагивают, прежде всего, интересы россиян как представителей самой многочисленной диаспоры, проживающей в этой прибалтийской стране. К сказанному следует добавить, что за прошедшие после восстановления независимости почти четырнадцать лет, Эстония присоединилась далеко не ко всем международным и европейским конвенциям и соглашениям, призванным защищать права человека.

Подобное отношение к нашим соотечественникам как лицам второго сорта, естественно, не может нас не беспокоить. Среди наиболее острых проблем - правовая и социальная защита пенсионеров, предоставление видов на жительство всем категориям военных пенсионеров, продолжающиеся судебные преследования бывших сотрудников правоохранительных органов. Особенно остро стоит вопрос о видах на жительство для военных пенсионеров.

У нас, в частности, вызывает серьезную озабоченность отсутствие желания у эстонской стороны согласиться с нашим предложением урегулировать разногласия, связанные с применением Соглашения по вопросам социальных гарантий пенсионерам вооруженных сил Российской Федерации на территории Эстонии. Это соглашение было принято 26 июля 1994 г., когда Россия выводила из Прибалтики свои войска. Но стоило нашей стране удалить из Эстонии военные базы, выполнив все свои обязательства, как у многих российских граждан начались серьезные проблемы.

Например, на сегодня семерым военным пенсионерам и членам их семей отказано в выдаче временных видов на жительство, причем шесть из них получили предписание покинуть страну, в которой они прожили 20 и более лет и никогда не нарушали эстонских законов. Поскольку урегулировать эту проблему по дипломатическим каналам из-за позиции эстонской стороны до сих пор не удается, Россия оставляет за собой право обратиться в международные арбитражные суды по международным договорам.

Нас не может также устроить формальное выполнение Таллином рекомендаций международных организаций, на практике означающее, что в положении некоренных жителей ничего не меняется, а зачастую ухудшается. Свидетельством тому являются последние поправки к закону “Об иностранцах”, лишившие 4690 российских военных пенсионеров права на получение постоянных видов на жительство. Существуют проблемы наших соотечественников и в сфере образования, культуры и экономики, к которым Россия относится очень чувствительно.

Вопрос: Российская дипломатия прилагает серьезные усилия, чтобы местные власти строили свои отношения с этническими россиянами на основе норм международного права и традиций европейского гуманизма. Какие конкретные результаты уже принесла эта работа?

Ответ: Полагаю, что сегодня можно говорить об определенных обнадеживающих подвижках в отношении властей Эстонии к упомянутым проблемам. Принимаются и некоторые меры, в частности, по сокращению все еще слишком большой армии т.н. “неграждан”. Ожидаем, что усилия в этом направлении будут развиваться.

При этом я не стал бы представлять ситуацию таким образом, будто под давлением России Эстония идет на какие-то уступки Москве. Мы в этом плане строго придерживаемся тех рекомендаций, которые были высказаны Эстонии международными организациями, такими как Совет Европы, ОБСЕ, правозащитные институты ООН. Перечень конкретных рекомендаций по улучшению положения наших соотечественников, в том числе и по сокращению количества лиц без гражданства, содержится, например, в недавней резолюции Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, принятой на ее сессии в Эдинбурге в июле 2004 г.

В целом, нашу озабоченность положением русскоговорящего населения в Эстонии и Латвии сегодня все в большей степени разделяют и наши европейские партнеры. Эта тема, в частности, постоянно находится в повестке дня диалога России и Европейского Союза. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС – базовом документе, регулирующем наши отношения, в статье 2 речь идет о приверженности сторон демократическим принципам и правам человека в соответствии с обязательствами ОБСЕ. В апреле 2004 г. Россия и ЕС подписали протокол о расширении Соглашения на новых членов Евросоюза, в т.ч. и Латвию и Эстонию. А также отдельное политическое заявление, один из пунктов которого касается диалога по проблемам русскоязычного населения в странах Балтии. На последнем саммите Россия-ЕС в Гааге в ноябре 2004 г. было принято решение об учреждении постоянного форума для обсуждения этих проблем.

Вопрос: Сегодня поддержка соотечественников за рубежом является приоритетным направлением государственной политики России. Не могли бы Вы пояснить - каковы механизмы реализации этой политики, за счет каких ресурсов она осуществляется?

Ответ: Основным инструментом реализации этой политики является Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Правительством утверждена целевая программа “Основные направления поддержки соотечественников за рубежом на 2002-2005 гг.”. В рамках ее реализации для оказания практической помощи российской диаспоре (пока только в странах СНГ и Балтии) ежегодно выделяются средства из федерального бюджета: в 2003 году - 210 млн. руб., на 2004 год - 252 млн. руб.

Вас интересует, на что расходуются средства, выделяемые из федерального бюджета для поддержки зарубежных соотечественников? На самые различные мероприятия, проводимые как на территории Российской Федерации, так и в странах проживания наших сограждан.

Так, на территории России организуется профессиональная переподготовка учителей русской словесности и начальных классов школ с русским языком обучения; оздоровительный отдых детей в лагерях, пансионатах, учреждениях санаторного типа; туристические поездки старшеклассников по историческим местам регионов России; закупка и поставка для образовательных учреждений и библиотек художественной и учебно-методической литературы российских издательств.

А непосредственно в странах проживания соотечественников организуются: мероприятия по медицинской реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны; подписка организаций соотечественников, их активистов и ветеранов на российские газеты и журналы; оказывается содействие общественным организациям соотечественников в проведении различных мероприятий, связанных с памятными датами российской истории и культуры; предоставляется материальная помощь особо нуждающимся людям.

Вопрос: В последние годы российский бизнес все более активно осваивает зарубежные рынки, в том числе в странах Балтии. Учитывают ли при этом отечественные бизнесмены интересы российских соотечественников, проживающих за рубежом, готовы ли принимать участие в решении социальных, культурных, образовательных проблем российской диаспоры?

Ответ: Знаете, здесь ситуация довольно своеобразная. Статистика иностранных инвестиций Банка Эстонии дает следующие цифры: на конец сентября 2004 года Швеция вложила в эстонскую экономику свыше 2,5 млрд. евро (почти 42 % от общего объема иностранных капиталовложений в Эстонию), Финляндия более 1,5 млрд. (около 26 %), США 290,6 млн. (4,8 %), а российский бизнес инвестировал в Эстонию лишь 84 миллиона евро (1,4 %). Принимая во внимание, что Эстония является соседом России, это скромная цифра, которая, однако, возможно не отражает действительной картины.

Сегодня к Эстонии проявляет внимание довольно большое количество отечественных компаний. Среди них - предприятия среднего и малого бизнеса, нефтяные корпорации. На днях, например, состоялась презентация проекта крупных российских инвестиций – наша третья по величине молочная компания Nutritec рассказала о приобретении комбината в Рапла и планах по увеличению в 2 раза производства в следующем году. При этом объем их инвестиций в 2005 г. составит 6,5 млн. евро.

Наиболее яркий пример инвестиций, учитывающих интересы российских соотечественников – проект вагоносборочного завода UVZ & AVR на северо-востоке Эстонии, созданный эстонской транспортной компанией AVR Transservice при непосредственном участии российского машиностроительного гиганта “Уралвагонзавод”. Проекту чуть больше года – однако, он динамично развивается, в нем занято уже более 100 человек, а это 100 семей, причем люди – в основном русские. К слову сказать, в регионе, где было возведено предприятие, русскоязычное население составляет почти 82 процента. Уровень безработицы здесь в 2 раза выше, чем по Эстонии. Средняя зарплата не дотягивает до общеэстонских показателей почти на четверть. Безысходность существования многих людей привела к резкому росту наркомании – регион дает 25 процентов всех наркопреступлений страны. И вот в этот регион приходит российский промышленный гигант, чтобы дать людям не только работу, но и надежду на новую жизнь. Причем демонстрирует окружающим всю мощь потенциала современного российского бизнеса.

Меньше года понадобилось организаторам производства, чтобы начать выпускать готовую продукцию. При этом я хочу подчеркнуть еще одну важную деталь: с самого начала руководители проекта заявили, что берут на себя социальную ответственность за своих работников. И уже в августе этого года 20 семей работников завода получили ключи от новых благоустроенных квартир. Кроме того, компания приобрела ранее популярный, но в последнее время заброшенный из-за недостатка средств Дом культуры, где планирует проводить мероприятия для своих сотрудников: создать воскресную школу и духовный лекторий для взрослых.

Поэтому, думаю, есть основания говорить о том, что для Российской Федерации социально значимо создавать и поддерживать на территории сопредельных государств национальный бизнес, который, в свою очередь, помогает наладить жизнь наших соотечественников.

Вопрос: В следующем году в Эстонии состоятся муниципальные выборы, в которых примут участие все постоянные жители, в том числе наши с Вами соотечественники. Как вы считаете, могут ли этнические россияне эффективно использовать право голоса для отстаивания своих коренных прав и интересов?

Ответ: Да, в отличие от Латвии, в Эстонии все постоянные жители, вне зависимости от гражданства, смогут принять участие в муниципальных выборах. Будучи представителем России в суверенном государстве, воздержусь от прогнозов относительно их результатов. Отмечу лишь, что голосование на выборах – это как раз тот инструмент, посредством которого жители демократического государства оказывают прямое влияние на его развитие на местном уровне, высказывают мнение о результатах деятельности тех или иных политических сил. Так что здесь, как говорится, все в руках голосующих.

Вопрос: Как вы оцениваете перспективы развития эстонско-российских отношений в перспективе ближайших лет? Если они все-таки гармонизируются, как это может отразиться на положении этнических россиян в Эстонии?

Ответ: На мой взгляд, наши отношения с Эстонией могут значительно потеплеть под влиянием двух обстоятельств.

Во-первых, необходимо наладить нормальные - если не дружественные, то хотя бы рабочие - отношения между нашими государствами. Как вы знаете, Президент Эстонии Арнольд Рюйтель получил приглашение от Президента России В. В. Путина принять участие в праздновании 60-летия окончания войны с фашизмом, которое состоится 9 мая 2005 года в Москве. И мы искренне надеемся, что майская встреча в Москве может послужить прологом для более продуктивного диалога по всему комплексу проблем, о которых мы с вами говорили.

Вторая наша надежда заключается в том, что Эстония, став членом ЕС, рано или поздно скорректирует свое законодательство в соответствии с европейскими нормами гуманитарных прав. Чем раньше это произойдет, тем проще будет решать проблемы наших соотечественников на месте без усилий со стороны российской дипломатии.

Наконец, хочу сказать главное. Россия всегда будет поддерживать своих соотечественников. По большому счету мы это делаем не только для них самих, но и во благо тех стран, где живут этнические россияне. Жаль, что пока это понимают далеко не все…

На главную
Контакт


Hosted by uCoz